БОС – терапия
Суть метода биологической обратной связи (БОС) можно выразить так: это аутотренинг перед физиологическим “зеркалом”. Благодаря ему мы получаем информацию о процессах нашего организма в реальном времени и учимся их корректировать.
Эта информация выводится в форме световых, звуковых сигналов, движущихся картинок или даже игры на экране монитора. То есть, мы получаем ответ организма — реакцию на усилия, направленные на достижение поставленной цели.
Область применения БОС-терапии
Хронический стресс, тревожные и панические расстройства, депрессия, фобии, неврозы, нарушения сна, СДВГ у детей, коррекция детского слабоумия, головные боли напряжения, бронхиальная астма, гипертония, вегето-сосудистая дистония, нервные тики и заикания, реабилитация после тяжелых заболеваний и травм различной этиологии.
Преимущества
Безопасность – неинвазивная процедура. Не требует подготовки, обработки, стерильности и других особых медицинских мер.
Универсальность – несмотря на то, что методика является вспомогательным методом лечения, она действует напрямую на основные регуляторные системы организма: нервную (центральную, периферическую, вегетативную), гуморальную, иммунную.
Удобство – разнообразие форматов, в том числе и игровой, и киноформат, подходит разным возрастам. Время сеансов занимает около 20-30 минут, в зависимости от методики и патологии пациента, его потребностей, число сеансов от 8-10 до бесконечности, которые можно проводить 1-2 раза в неделю, не теряя в эффективности.
БОС-терапия в психиатрии
Наиболее применяемый тренинг в психиатрической и психотерапевтической практике БОС-терапии является психоэмоциональный тренинг. Он использует датчики показателей пульса и биоэлектрической активности головного мозга. Именно по показателям пульса и биоэлектрической активности коры головного мозга и производится коррекция при психоэмоциональных нарушениях, имеющих место в рамках психиатрии и неврологии. В частности, данная методика используется для тренировки (выработки навыка) состояния релаксации (альфа-волны) при неврозах, тревожных расстройствах и психосоматических состояниях, либо повышения активации при астениях вследствие органических патологий и нейроинфекций, энцефалопатий и диффузных поражений мозга. Тренировка бета-волн у детей и подростков помогает сформировать навык сосредоточения при гиперактивности и синдроме дефицита внимания. У взрослых он показан при эмоциональной и поведенческой лабильности, проблемах с сосредоточением и концентрацией внимания, эмоционально-волевых нарушениях.
Параметры, улучшающиеся у детей и подростков, при обучении психоэмоциональному тренингу БОС
При тренинге альфа-волн:
- улучшаются внимание и память;
- повышаются усидчивость и качество восприятия информации;
- усиливается стрессоустойчивость;
- уменьшается рассеянность;
- усиливается контроль эмоционального поведения и уровня проявления этих эмоций;
- снижается тревожность, проявление страхов и фобий; снижаются психосоматические проявления.
При тренинге бета-волн:
- вырабатывается навык сосредоточения внимания;
- происходит снятие симптомов невротических расстройств, таких как энурез, тики и заикания.
При слабоумии у детей и подростков при использовании тренинга тета-волн повышаются:
- параметры связи внимания с событиями окружающего мира;
- успокаиваются сильные и несдержанные эмоции;
- снижаются проявления неадекватного реагирования на внешние раздражители.
Общие показания, улучшающиеся при применении психоэмоционального тренинга БОС у детей и подростков:
- повышение адаптации к условиям социальной среды;
- коррекция внимания;
- улучшение засыпания и качества сна;
- уменьшение тревожности и боязливости;
- энурез;
- заикание и тики;
- раздражительно-капризное поведение;
- тревожно-депрессивный синдром.
Общие цели психоэмоционального тренинга БОС у детей и подростков:
- коррекция дефицита внимания (приобретение навыков концентрации, переключения внимания и его распределения между несколькими объектами);
- нормализация когнитивной сферы (мышления, внимания и памяти);
- улучшение краткосрочной и долгосрочной памяти;
- воспитание усидчивости и самоконтроля;
- улучшение восприятия информации;
- повышение стрессоустойчивости;
- избавление от тревожности;
- подавление избыточной реакции вегетативной нервной системы на внешние раздражители;
- улучшение навыков снятия умственного, мышечного и эмоционального напряжения.
Особенности БОС-терапии у детей и подростков
Для детей с 10-12 лет допустимо использование программ БОС-терапии, предназначающихся для взрослых. Однако, для более эффективного воздействия, особенно у детей более младшего возраста, лучше использовать специализированные тренинги, проводящиеся в игровом формате, заключающиеся в просмотре видеоизображений, мультфильмов и принятии на себя управления в специальных компьютерных играх. Содержание и оформление этих игр учитывает индивидуальные особенности детей и подростков и просто дарит им возможность разнообразия в практике, что сохраняет и поддерживает интерес к терапии и ее результатам, а значит, обеспечивает повышение ее эффективности. Подбор методики и формы проведения тренинга может осуществляться для каждого конкретного случая (пациента и его патологии) с возраста 5 лет.
В процессе игры дети учатся распознавать и контролировать свои эмоции, что в значительной степени ускоряется при использовании БОС-методики. Кроме того, неинвазивность процедуры обеспечивает комфортное состояние ребенка или подростка в ее процессе. Во время процедуры биопараметрические датчики снимают информацию о мозговой активности и ЧСС (а также других физиологических параметрах, при наличии соответствующего оборудования) и передают их через усилитель сигнала в компьютер, где специальное компьютерное программное обеспечение обрабатывает их и выводит на экран и динамики, возвращая ребенку обратно в виде аудио- и видеоинформации. В результате, ребенок может видеть на экране монитора и слышать через динамики, как изменяется изображение и звук, в прямой зависимости от силы и характера его физиологических ощущений и внутреннего состояния, подстраивая их соответствующим образом, чтобы улучшить качество этих показателей для выполнения заданных программой терапевтических нормативов. Это и есть Биологическая Обратная Связь, ее сущность,
Ключевым в психоэмоциональной БОС-терапии детей и подростков является ее игровая форма. Именно она повышает заинтересованность и мотивацию детей в том, чтобы успешно проходить задания, достигая стабильных и стойких результатов, для достижения которых, управляя, например, мультипликационным персонажем, ребенок должен поддерживать свою умственную и эмоциональную активность в определенном ключе, в процессе которого его мышление и активности стойко адаптируются под получаемые им сигналы обратной связи. С целью достижения необходимого результата, – сознательного управления своими физиологическими реакциями, – одни сигналы головного мозга могут усиливаться, а другие – ослабляться, что и находит отображение в изменении изображения и звука, что напрямую зависит от активности и результативности участия ребенка в игре, подавляя или усиливая сигналы головного мозга, передающиеся в центр обработки программы БОС на компьютере. Программа самого тренинга, при этом, подбирается, исходя из индивидуальных особенностей детей и характера их патологии.
В целом, тренинг гармонизирует функциональную работу коры головного мозга, что позитивно сказывается на протекании процессов в организме ребенка или подростка, а значит, общем его состоянии.
Основные нарушения, которые лечатся психоэмоциональной БОС-терапией у детей и подростков
Прежде всего, с помощью БОС осуществляется лечение СДВГ. Основной целью БОС в данном случае является повышение способности к терпению, вниманию и концентрации, дополнительной – улучшение памяти и развитие интеллекта.
Лечение такого заболевания, как энурез психоневрологической этиологии, очень важно, поскольку от него страдает до 15% детей в возрасте от 5 лет и до пубертата. Проблема появляется вследствие нарушений в работе периферической нервной системы, когда до мозга не доходит или неправильно им обрабатывается информация о наполнении мочевого пузыря, что препятствует появлению естественного позыва на его опорожнение, которое может происходить не только во время сна, но и в дневное время. Также энурез может быть следствием чрезмерной объективной или субъективно воспринимаемой ребенком строгости родителей, конфликтные ситуации в семье, напрямую ребенка не затрагивающие.
Характерными в большей степени для подростков, чем для детей, являются различные фобии. В процессе БОС-тренинга по лечению фобий, происходит отвлечение внимания подростка от тревожно-ипохондрического компонента фобии и направление фокуса его внимания на самоконтроль и интервенцию волевого усилия, с целью изменения общего состояния и направление настроения и потока мыслей в конструктивное русло. Можно также упомянуть, что БОС-тренинг хорошо подходит для техники «угашения» фобии, подготавливая пациента к столкновению со своими страхами в реальном мире через виртуальное с ними взаимодействие.
Пользой использования БОС является также более легкое установление комплаенса, доверительных отношений с пациентом детского и подросткового возраста, за счет использования игровой формы лечения, что крайне полезно для лечения других психических патологий, таких как панические атаки и ГТР, других тревожных и депрессивных состояний, хронических стрессов и даже корректировки поведения при слабоумии (тренинг уменьшения тета-волн). В качестве позитивного побочного эффекта терапии происходит повышение общей самооценки и формирование новых форм поведения, повышающих социальную адаптацию. Также БОС помогает снизить проявления психосоматических заболеваний.
Особенности реакции на БОС-терапию у детей и подростков
Нейропластичность, особенно хорошо выраженная у детей и подростков, также активно используется для достижения сбалансированной и осознанно регулируемой человеком мозговой деятельности в процессе выполнения процедур БОС. По этой причине, у детей и подростков эта методика вызывает даже более эффективный ответ и более качественное и быстрое воздействие на целевую патологию, чем у людей взрослого и зрелого возраста. Физиологическая основа заключается в процессе формирования позитивных условных рефлексов или обусловливания. За счет повышенной нейропластичности и происходит более быстрое и эффективное обучение ребенка или подростка, которое протекает тем более легко, чем более интересно его окружение и чем более активная игровая форма взаимодействия происходит у него с этим окружением, в чем также хорошо помогает БОС. Именно игровой мотив и заставляет ребенка активно стараться изменять показатели головного мозга и пульса в соответствии с заданием, снижая и/или увеличивая их интенсивность, при этом стараясь добиться стабильных и длительных результатов, удерживая их, чему помогает также ассоциация позитива от процесса игры с физиологическим состоянием, достигаемым в ее процессе, что позволяет также с большей легкостью и желанием воспроизводить это состояние в дальнейшем, в повседневной жизни и поведении.